Четверг, 25.04.2024, 02:12

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Разное о рукоделии

Что такое батик?
В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается».
В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. - разогретый воск, при «холодном» Б. - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами: Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века».Итак, наиболее характерная особенность батика - так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона.

Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет.

С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития так называемого батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это - батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи различных тканей. В основе всех этих приемов росписи, за исключением техники свободной градуированной росписи, лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и сегодня одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик использует художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, графики, витража,и др. Современные материалы для росписи значительно упрощают роспись тканей и позволяют расписывать детали одежды, предметы интерьера (шторы, постельное белье, ширмы, подушки и др. ), создавать панно на шелке даже начинающим художникам по ткани.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н.Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.

Благодаря исследованиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна» Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Так, для примера, в Тамбовском Худфонде всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику «холодного» батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло «русским духом».

Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
Художественно-производственный Фонд, в котором художникими-профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий,
ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству,
Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ,
Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках,
Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки.

Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Именно с этого времени БАТИК стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.

Что потребуется

Каждый способ росписи по шелку требует каких-то особых материалов. Однако вам понадобится основное оснащение, которое не зависит от вида техники, в которой вы работаете.

Ткань

Ранее, в работах для начинающих батичистов, рекомендовалось работать исключительно на натуральных тканях. Но современные краски позволяют расписывать и смесовые ткани. Хотя, безусловно, чем натуральной составляющей больше, тем долговечней нанесенный рисунок.
Для первых шагов по росписи лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - маркизет, батист или шифон. Для горячего и узелкового батика хороши белое простынное полотно, ситец, бязь.
На натуральный шелк лучше переходить, при наличии определенных навыков росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как, например, шелк-бурет, тусса.
Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться на небольшом оббразце ткани.
Наш опыт показывает, что кроме общих рекомендаций по ипользованию различных техник для тех или иных тканей, необходим личный эксперимент по подбору производителя красок наиболее устраивающих именно Вас.

Краски

Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести наборы красок для начинающих основных цветов - желтого, красного, синего и черного.
При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Рекомендуем импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время.
Если вы выбираете более дешевые краски, фиксируемые паром, то обрекаете себя на дополнительные сложности. И в этом и в другом случае тщательно соблюдайте инструкцию по фиксации готового изделия.

Кисти

Для художественной росписи используют беличьи или колонковые кисти размером от "0".
Кистями с размерами "8" до "12" удобно расписывать небольшие участки работы. Большие плоские кисти с размером от "14" до "18" для больших участков. Мокрая кисточка должна иметь тонкий кончик.
Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны.

Рамы для росписи

Для натяжения ткани для росписи используют специальные рамы, позволяющие натягивать ткань до необходимой степени, закрепляя края ткани кнопками.

Категория: Разное о рукоделии | Добавил: vishivanie (03.07.2008)
Просмотров: 1547 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: